Отрочество, подростковый возраст
- период жизни человека от детства до юности в традиционной
классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по
астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем
развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через
внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако
раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. В
современном информационном обществе стремление подростка к статусу
взрослого - мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает
не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток
психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности
человеческого бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет,
сызмальства осваивая его по функциональному назначению и эстетической
значимости, подросток начинает фетишировать этот мир. Благодаря тому,
что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через
присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых
подпадают и определенные вещи, подросток превращается в потребителя:
потребление вещей становится содержанием его жизни. Приобретая вещи в
личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах
сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит
регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка
становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы
поддерживать свое чувство личности.
Сегодня, когда в России появляется тенденция вслед за так называемыми
развитыми странами к превращению в общество потребления,
потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают. Конечно,
вещи - среда обитания, условие духовного и физического развития,
желанная и необходимая собственность. Однако общество потребления
предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей,
которые не могут принять участия в его развитии и вовсе не обязательны
для его благополучного бытия. Современный подросток подпадает в
большой мере под внушающее воздействие побуждающей рекламы, порабощающей
вещной потребности, подавляющее воздействие даров (не только данайцы
были опасны своими дарами); под знаковые манипулирования сознанием через
так называемые жестуальные предметы (традиционные, ценные и др. и тому
подобные трансформации мира вещей. В современном мире вещи могут
стать растлителем подростков по многим причинам: 1) став основной
ценностью, побуждающей мотивацию и представления о полноте жизни; 2)
став фетишем, превращающим в раба вещей; 3) поставив в зависимость от
дарителей и побуждая тем самым к зависти и агрессии. Современный "отроческий бизнес" не только не решает проблемы "Подросток в мире вещей", но по-своему порабощает подростка.
Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей.Стремление
обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех
тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую
очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к
семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым
предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение.
Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является
началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности,
собственного "Я". Стремление осознать и развить свою уникальность,
пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от
семейного "Мы", доселе поддерживающего в нем чувство защищенности
традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально
находиться наедине со своим "Я" подросток еще не может. Он еще не
способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в
одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой
он стремится стать. Его потерянное "Я" стремится к "Мы". Но на этот раз
это "Мы" ("Мы - группа", У.Г.Самнер) составляют сверстники. Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками.
Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом,
дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление
идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в
общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей
становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через
дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей:
сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п.
Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже
познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек
начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы)
ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в
обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых
споров, выяснении отношений, ссор. Дружба, таким образом, не только учит
прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на
другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции
будущего. Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе,
благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает
конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в
среде сверстников они нередко конформисты. Правда, этот конформизм
группового общения может весьма быстро перемениться на взаимный
негативизм, но все-таки конформизм преобладает. Отрочество при всей
сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и
сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на
созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых,
продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми,
кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере
осваиваемых идей и знаний. До инерции детства большая часть
подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и
старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от
приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности
(самостоятельность, смелость, воля) также становятся для них объектом
самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно
бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность.
Отроки стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом своего
интеллектуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это
как продукт своего собственного мышления. Отрочество благодаря потребности познать себя ( идентификация с собственным "Я")
и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую
сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно
в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка
пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к
избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных
препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его
исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели-
весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической
энергии не проходит даром - вот он уже впал в оцепенение, он вял и
бездействен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен и, кажется,
ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть - и он вновь охвачен страстью
новой цели. Однако рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Субъективно
это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка
знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в
детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих
чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с
другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это
помогает ему отстаивать свое право быть личностью.
Источник: Мухина В.С. "Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество"
Источник: http://Источник: Сапогова Е.Е. "Психология развития человека" |